25 июня 2019, вторник
Областные новости
25.06.2019
Агромероприятие пройдет в Башмаковском районе Пензенской области на базе семенного завода ООО «УК «Русмолко».
25.06.2019
Как распознать фальшивый телефонный звонок из банка и защитить свои деньги от мошенников, рассказывают специалисты Отделения по Пензенской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации.

Культура

24.08.2012

Покровская церковь и её причт


Их имена помнит
история


Кирпичная Покровская церковь в селе Иванырс была построена в 1901-1914 гг., однако левый придел к 1918 г. освящен еще не был. Кирпич для храма делали сами крестьяне.
На колокольне находилось семь серебряных колоколов (праздничный, большой, четыре малых и пожарный).
Основные строительные работы велись при священнике Павле Федоровиче Танитрове, который запомнился жителям как батюшка «добрый, но его очень боялись и уважали». Он окончил в 1872 г. семинарию и три года был учителем и псаломщиком, а затем стал священником села Веденяпино Нижнеломовского уезда. В 1880 г. его перевели в село Трескино Мокшанского уезда, а в 1888 г. – в Иванырс, где он прослужил до 1914 г., когда перешел в Бекетовку (ныне Мокшанского района). За почти сорокалетнюю службу он награждался набедренником, скуфьей, камилавкой, орденом Св. Анны, медалью в память 300-летия дома Романовых, иконой Спасителя.
В Иванырсе его сменил сын – Михаил Павлович Танит- ров. Родился он 6 сентября 1879 г. в Веденяпино, в 1904 г. окончил духовную семинарию и до 1906 г. был псаломщиком и диаконом в селе Никольское Городищенского уезда, затем священником Бекетовки, а с 1914 г. – Иванырса. С того же года он был законоучителем в Иванырсе и в Чертеимской церкви-школе. Михаил Павлович награждался набедренником, медалями в честь 25-летия церковно-приходских школ и 300-летия дома Романовых, а в 1918 г. от епископа Иоанна (Поммера) был удостоен камилавки. Михаил Павлович умер около 1929 г.
Кто был следующим священником, никто не помнит, а в январе 1933 г. им стал Григорий Федорович Шахов. Он родился в 1874 г. в Чиркове, в 1920 г. стал диаконом в Степановке, в 1929 г. - священником Тепловки. В Иванырсе прослужил недолго - 1 апреля 1933 года его уже арестовали и посадили на 5 лет.
После него священником был Николай Любимов. Иванырсинцы запомнили его как лучшего своего батюшку. У Николая Любимова была гангрена обеих ног. Вскоре после ампутации ног, около 1935-36 гг., он умер и был похоронен на сельском кладбище.
Следующим настоятелем храма был некий Макарий, а затем Андрей Николаевич Львов, но недолго - в 1937 г. он уже жил в Еланке, где был арестован, 16 декабря расстрелян.
В 30-х годах диаконом и регентом был Андрей Иванович Тарасов. В конце 1930-х годов его арестовывали, полгода держали в пензенской тюрьме, но отпустили без суда.

За церковь попали
в тюрьму


Даже после того, как церковь осталась без священника, иванырсинцы не допускали ее закрытия. Наиболее активные писали письма Сталину, Калинину, руководству области. В письме церковного старосты Алексея Андреевича Лямцова содержится описание закрытия церкви. «В августе 1937 г. местная сельская власть сомоуправно сбила замки с дверей церкви и расхитила все церковное имущество и деньги, не сдав таковые по назначению в пользу государства, как это требуется по закону. Вскоре после закрытия церкви наша религиозная община возбуждала ряд ходатайств об открытии церкви сначала перед местными и областными органами и затем обращались в комиссию по вопросам культов при Президиуме Верстрации Лунинского района, к пензенской епархии. Сначала разрешили восстанавливать звонницу. Селяне в силу своих возможностей взялись восстанавливать разрушенное. Один из местных предпринимателей, руководитель небольшой проектной компании, пожертвовал средства на восстановление кровли. Местный житель будет ковать перила и ступени. Собрали небольшие деньги по домам.
Каждые выходные на работу к храму приходят местные жители, приезжают даже из Лунина и Пензы. Поразительно, но как только началась эта работа, в Иванырсе изменился настрой селян. Меньше по улицам ходит пьяных, даже в самых неблагополучных жителях зашевелилась совесть, и многие из них тоже приходят помогать местной православной общине.
Приезжают и те, кто когда-то уехал из Лунина и Иванырса. До последнего времени после посещения кладбища людям и пойти было некуда. А теперь у них может появиться возможность помолиться в местной церкви.


Е. Белохвостиков,
фото автора.

Комментарии

Наталья Танитрова, 09 сентября 2012, 18:09
То,что я прочитала,просто находка для меня!Я долго искала происхождение своей фамилии,дедушка по отцу носил такую фамилию,но ничего нам не рассказывал о своей истории,а тем более о фамилии,т. к. переживал за будущее своих детей.Он был в ссылке в Казахстане и этим все сказано,а фамилию он тогда носил своих приемных родителей,но потом,как я понимаю,после ссылки взял,как он нам сказал свою настоящую фамилию,т.е. Танитров.Просто людей с такой фамилией,кроме моих родственников нет,а дедушка унес свою тайну вместе с собой в могилу,что даже дети его(а я внучка)ничего толком так и не знают.Может эти священники Павел и Михаил Танитровы мои предки,кто знает..!?
Александр Сазонов, 04 июня 2013, 19:27
Мой дед по мужской линии - Танитров Виктор. Был сыном священослужителей. Дальше, увы, я не знаю.
Александр Вячеславович Сорокин, 04 октября 2013, 18:25
Михаил Павлович Танитров-он является мне пра-прадедом по материнской линии. Об этом мне рассказала бабушка, Михаил Павлович Танитров её дедушка по материнской линии.
Дмитрий, 13 февраля 2014, 16:46
Михаил Любимов - родственником сюда их ищут: http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=7543
Иванырсиснкий храм, 31 января 2017, 13:01
Если вас интересует информация о Храме. Вот ссылка на сайт храма http://pokrovskay.cerkov.ru/
часть материала по истории Храма взята из открытых источников интернета. Уважаемая Наталья Танитрова оставьте свой телефон или как с вами связаться
Оставить комментарий